Жизненные сценарии людей и цивилизаций

Есть такая моя любимая книжка психолога, которого зовут Эрик Берн – может быть, многие его читали, – он немножко последователь Фрейда, у него есть книжка «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Это человек, который проводит мысль о том, что, когда мы живем, мы на самом деле выбираем себе некую игру, в которую мы играем. Человеческая личность, согласно Берну, очень сложно устроена. Он делит ее не на подсознательное и сознательное, он ее делит на ребенка, взрослого и родителя. И внутри этих ребенка, взрослого и родителя тоже есть свои деления.

Сложные взаимоотношения между этими компонентами человеческой личности выливаются в игру, которую человек ведет по жизни. Это может быть позитивная игра. Например, человек может играть в честного милиционера или в хорошего журналиста. Это может быть деструктивная игра. Типичный пример – семья, в которой муж постоянно пьет и бьет жену, и жена, которая, несмотря на это, от него не уходит. Оба они играют в деструктивную игру: мужу нравится извиняться перед женой за то, что он ее побил, а жене нравится, когда муж извиняется.

Мы видим, что есть деструктивные игры, в которые играют целые цивилизации, целые культуры. В середине 20 века Оруэлл написал гениальную книгу «1984» о том, что весь мир обречен на тоталитаризм, книгу, в которой будущее описывалось так, что мир разделен на три тоталитарные державы, которые ведут себя совершенно одинаково, точно так же лгут, точно так же убивают, изменяют историю, и что у демократии перспективы нет. Как выяснилось, Оруэлл, слава богу, полностью ошибся. Наоборот, мир 21 века характеризуется невиданным расширением открытого общества, характеризуется тем, что только те цивилизации успешны, которые, как Индия и Китай, присоединяются к открытому обществу. При этом они даже не обязательно являются демократиями. Важно, чтобы была открытая экономика.

И мы видим, что мир стал глобальным и открытым, мир стал плоским, по выражению Томаса Фридмана. В этом плоском мире, в этой великой реке сохранились какие-то удивительные заводи мира, который является не плоским, а, наоборот, замкнутым, как у Стругацких в «Обитаемом острове», мира, который живет в точности по тем законам, которые описал Оруэлл в «1984». Т.е. тоталитаризм сохранился, но удивительно измельчал, он из дракона превратился в ящерицу.

И наиболее классический пример цивилизаций, играющих в такие деструктивные игры, это, конечно, Африка. Мы их практически не замечаем, только время от времени мы видим, как какой-нибудь Судан устроит у себя резню, а потом, когда ему сделают замечание, говорит: «Это замечание является признаком политики империализма, белых проклятых людей, которые нас уничтожали». Бог с ней с Африкой, она там живет и живет. Поскольку у нее нет ресурсов, она не выплескивается наружу.

Более сложным, более тяжелым случаем является исламский терроризм, который, замечу, не имеет ничего общего с исламом. Когда я говорю, что не имеет ничего общего с исламом, я могу это аргументировать одной простой историей. История о том, что когда исламская цивилизация была самой передовой в мире – а это было в 11-12 вв., когда она изобретала алгебру и так далее, она была самой открытой. Вот сейчас эти ребята, которые называют себя салафитами и так далее, они являются настолько максимально закрытой общиной, что они даже не только нас называют кяфирами, они других мусульман называют мунафиками и муртадами – то, чего никогда в исламе не было, ислам был достаточно демократичной религией. В тот момент, когда в христианстве резались секты друг с другом, для ислама один мазхаб и другой мазхаб всегда были совершенно равны.

Несмотря на то, что салафиты разъединены на большое количество сект, единственным общим среди этих сект является ненависть к тем, кто исповедуют ислам не так, как они. Бог с ними с евреями, бог с ней с Америкой, этих тоже ненавидят, но те, кто исповедуют ислам не так, как они, это всегда язычники, муртады и ужас какой-то, их позволено убивать.

Так вот об исламских террористах. Классической пример такой деструктивной игры можно видеть в фетве Бен-Ладена, который объявляет джихад Америке, это произошло в феврале 1998 года. В ней Бен-Ладен говорит следующее. Первое – ему дозволены жизнь и имущество каждого американца, он имеет право убивать любого американца. Второе – террористом он не является, террористами являются американцы, которые что-то там нехорошее делают. И, наконец, третье – американцы и вообще все жиды, евреи, крестоносцы и так далее, они злодейски клевещут на мусульманскую культуру, называя всех мусульман кровопийцами.

Причем это были только цветочки, потому что это всё было объявлено до 11 сентября. А после 11 сентября, если кто не знает… Ведь Бен-Ладен никогда не признавался, что это он устроил 11 сентября. И стандартной идеологической темой салафитов является то, что да, американцев позволено убивать, но 11 сентября это сделал не Бен-Ладен, это крестоносцы и евреи взорвали себя сами. Вот в фетве некого Аш-Шуайби разъяснение того, что произошло в Америке, там именно такая мысль и проводится. Во-первых, американцев дозволено убивать. Во-вторых, это сделали не мы, и вообще это всё было затеяно американцами, чтобы уничтожить единственное в мире исламское государство Афганистан.

Я эту идеологию описываю так подробно, потому что она является водонепроницаемой. Вот что бы ты ни сделал против этой идеологии, она всякое действие открытого общества интерпретирует во вред себе. Если наносить удары по Афганистану в рамках такой идеологии, то «вот это они, гады, нас настолько не любят, что сами себя взорвали, чтобы имели возможность нас уничтожить». Если не наносить, то «вот западная цивилизация настолько развалилась, что она даже не может обороняться, это близкий признак ее конца».

Есть облегченный вариант этой деструктивной террористической игры, который исповедуют ряд режимов, которые не являются террористическими, не являются изгоями. Например, в Венесуэле, в России, которые просто являются петрократиями и которые уже не могут соревноваться с Западом, в отличие от старых тоталитарных режимов. Эти режимы понимают: как они могут пытаться уничтожить Запад, где они хранят свои счета? Как они могут пытаться уничтожить открытое общество, где они покупают всё, за исключением нефти, которую они туда продают? Но именно в силу своего отставания эти режимы смертельно ненавидят открытое общество. Причем сделать с этой ненавистью ничего нельзя.

Потому что, в отличие от тоталитарных режимов – коммунизма, фашизма, которые говорили: «Да мы их превзойдем, да мы лучше» – и это была ложь, это была ложь, из-за которой тоталитарные режимы рассыпались, – в данном случае действует совершенно другая игра. Действует вот та самая деструктивная игра, которой занимается алкоголик, когда он пьет и говорит: «Я же пью, я же несчастный, я же плохой». Когда нам говорят: «Посмотрите, как они нас обидели, посмотрите, как они лучше живут», – когда эта идеология построена на зависти и на ненависти – на зависти оттого, что ты живешь хуже, чем тот, кого ты ненавидишь, – она, к сожалению, оказывается очень устойчивой, она подтверждается данными опыта, потому что да, действительно так. И ее, к сожалению, очень трудно преодолеть. Просто на житейском примере: если человек пьет и говорит, что «меня обидели, меня все не любят, все против меня», то, как правило, этот человек не бросит пить. Он играет в эту деструктивную игру.

Обратите внимание. Допустим, тот же Китай, он играет в позитивную игру. Знаете, какой объем китайского экспорта? Китай сейчас занимает второе место по экспорту, сразу после ФРГ. Причем, конечно, ФРГ экспортирует дорогие вещи. Поэтому если прикинуть объем китайского экспорта, перевести его не в деньги, а в количество экспортируемых вещей, то Китай занимает первое место в мире. Но по деньгам второе. Если я не ошибаюсь, 1,4 – для Германии, 1,2 – для Китая объем экспорта. Китайцы могли бы сказать: «Эти гады империалисты, они эксплуатируют нас. Мы экспортируем за три копейки то, что Германия экспортирует за три рубля». Но китайцы никогда так не говорят. Они играют в позитивную игру. Они говорят: «Да, мы сейчас экспортируем это за три копейки. Завтра мы это будем экспортировать за шесть. Послезавтра мы будем хозяевами мира».

Я рассказывала замечательную историю про «Сименс», который построил в Китае скоростную дорогу по технологии «Маглев» за шесть млрд. евро, которую никто не мог купить, поскольку эта технология была слишком дорогой. И когда Китай ее покупал, то «Сименс» поставил условие, что Китай не может воспроизводить эту технологию. А Китай, естественно, ее воспроизвел. И когда «Сименс» сказал: «Я буду судиться», Китай сказал: «Пожалуйста, судись, но ты больше у нас никогда не получишь заказов». И «Сименсу» пришлось умыться. И понятно, что сейчас Китай уже пользуется технологиями, которые для других стран слишком дороги. Сейчас Китай эти технологии передирает, завтра он их будет создавать. И это позитивная игра, в которую играет цивилизация.

Я почему начала эту историю с истории об императорском Китае, каким он был в начале 20 века? Мое глубокое убеждение, что игры меняются. Игры меняются, прежде всего, в зависимости от характера правителя. Как замечательно сказал президент Медведев, за всё отвечает хозяин. И рано или поздно негативная, страшная игра, которую сейчас играет российская власть, она поменяется.

(с) Юлия Латынина, http://echo.msk.ru/programs/code/640604-echo

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • WebDigg
  • Community-Seo
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • MisterWong
  • BobrDobr
  • Moemesto
  • News2
  • 100zakladok
  • Add to favorites
  • Baay!
  • BarraPunto
  • Haohao
  • IndianPad
  • Internetmedia
  • Print
  • MSN Reporter
  • MySpace
  • PDF
  • Ping.fm
  • Blogosphere News
  • LinkedIn
  • RSS
  • Tumblr
  • Live
  • Webnews.de

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.