
Дмитрий Шашкин: Негативные социально-психологические явления в среде студентов и преодоление их с помощью инициатических мероприятий

Негативные СПЯ представляют реальную угрозу для безопасности образовательной среды, выступают фактором дезорганизации воспитательной, педагогической и учебной работы, снижают рейтинг образовательного учреждения, деформируют отношения, структуру и связи в студенческой группе.
В качестве наиболее распространенных явлений выделяются:
— Нарушения адаптации к среде вуза (её задержка или прохождение в осложненных условиях), проявляющиеся в повышенном уровне тревожности студента, недостаточности моделей поведения, трудностях соблюдения режима и т.д.
— Низкая компетентность студентов (социально-психологическая, ценностно-смысловая, коммуникативная, креативная, учебно-познавательная)
— Деструктивные конфликты, особенности неформальной стратификации, неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе, появление малых групп отрицательной направленности внутри студенческой группы, разобщенность
— Стрессы (повышенные и неравномерные учебные нагрузки, психологическое и информационное напряжение, адаптивные стрессы )
— Негативные стереотипы по отношению к образовательной среде и профессиональной деятельности
— Девиантное поведение (аддиктивное, агрессивное и суицидальное поведение; в частности – употребление ПАВ, компьютерная зависимость)
Решением этой проблемы, на наш взгляд, может быть только комплексная работа со студентами, формирующая безопасный тип личности, представленная тренинговыми программами, вводными курсами, культурными мероприятиями. Важно, чтобы студент сам мог выступать в роли субъекта безопасных отношений, руководствуясь принципами самоопределения, актуализации жизненных сил, формируя как собственный имидж, так и воспринимая традиции учебного заведения.
Программы по воспитательной работе должны включать и так называемые инициатические мероприятия — индивидуальные или групповые задачи, выступающие в качестве контрольных точек деятельности студента, реактуализацию его статуса в данный момент времени. Они должны фактически затрагивать как можно большую сферу студенческой деятельности, мягко, но однозначно побуждать студентов к активности, формировать чувство ответственности и добропорядочности. Контроль над этим процессом должен осуществляться системой взаимодействия ведущих воспитателей и ассистентов-тьюторов. Уровень сложности инициатических задач на первых курсах не должен превышать определенного максимума, и постепенно идти в сторону усложнения, с выработкой у студента соответствующих компетенций. Это позволит не только оптимизировать социально-психологическую обстановку студенческих групп, но и повысить престижность высшего образования как действительного пути к всестороннему развитию личности и профессионализма.
(с) Д.П.Шашкин (г. Рязань)