Илья Федосеев: Национализм, которого нет

Давно отвыкли
Собой мы думать, действовать собой;
Мы целого не составляем тела;
Та власть, что нас на части раздробила,
Она ж одна и связывает нас;
Исчезни власть — и тело распадется!
А.К. Толстой. Смерть Иоанна Грозного

Всякий, кто дал себе труд задуматься над современным русским национализмом, наверняка обратил внимание на любопытный парадокс. С одной стороны, именно эта идеология шире всего распространена в стране. И в реальности, и в Интернете националистические лозунги можно встретить намного чаще, чем коммунистические, социалистические, либеральные или какие-то ещё. Но при этом политически национализм чрезвычайно слаб. И коммунисты, и либералы представляют собой пусть небольшую, но силу. Националисты же – просто аморфная масса, и непохоже, чтобы такое положение дел изменилось в обозримом будущем.

В чём причина? Для ответа на этот вопрос стоит повнимательнее присмотреться к русскому национализму. Точнее, к тому явлению, которое у нас в стране называется этим словом. На самом деле это, собственно, не национализм (его в России нет и быть не может — а почему, об этом ниже), а, скорее, стремление к национализму, порыв к нему. Но что порождает его? Какова его суть?

Вот, допустим, говорит некто: «Россия — для русских!». Или там: «России — русскую власть!». Мы, коммунисты, смеёмся, ибо это и в самом деле смешно. Ведь очевидно, что среди правящей элиты (и в бизнесе, и в государственном аппарате, и в силовых структурах) этнические русские составляют большинство, а другие национальности в России никаких особых преимуществ перед русскими не имеют. Так чего орать-то?

Но, как известно, не так уж важно, что человек говорит — гораздо важнее, что он хочет сказать. Нужно понять, почему, во-первых, многие требуют «России для русских», а во-вторых, эти призывы пользуются такой популярностью (а ведь пользуются же!). Попробую предложить своё объяснение.

Рядовой житель России — кто смутно, кто более-менее ясно — осознаёт две вещи. Первое: всё в стране принадлежит власти, а не ему, и всё (включая его самого) полностью от этой власти зависит. Второе: эта власть ему абсолютно чужда, он её источником ни в какой мере не является (таких идиотов, которые бы придавали выборам какое-то значение, в стране осталось не много).

Здесь логическая цепочка проста. Я — русский, и вокруг меня тоже русские. А власть для нас — чужая. Следовательно, она не русская. Надо, чтобы она была русской, то есть нашей, то есть исходила от нас. Впрочем, в большинстве случаев всё это — на уровне чувств, а не рассуждений.

Здесь видно, насколько Россия отстала от передовых стран. Французы, к примеру, ещё в конце XVIII века сообразили, что единственным источником власти может быть только нация (здесь и далее под этим словом подразумевается совокупность граждан страны, и ничто иное). Любая власть, ставящая себя вне нации и над ней, уже в силу этого преступна. Монархия Бурбонов подлежит безусловному уничтожению (а сам монарх – казни), поскольку французские короли считают источником своей власти божье помазание, а не волю народа. До наших сограждан та же мысль начинает с огромным трудом доходить только сейчас. Да и то она часто оборачивается призывом очистить Россию от черножопых. К сожалению, политической культуре нам ещё учиться и учиться.

Классический национализм для России вещь нетрадиционная. Традиционно здесь другое — представление о власти как о чём-то данном свыше. В нашей стране принято мечтать о добром царе, но редко кто помышляет о том, чтобы обойтись вообще без царя («царя», разумеется, в широком смысле слова). Путин, собственно, на этом и выехал, на этом и держится столько лет. В народе он кому-то нравится, кому-то не очень, но все воспринимают его как нечто непреложное – как жару летом и холод зимой. Путин — это власть, и уже в силу этого его надо терпеть. Как же без власти-то? А другой ещё хуже будет. Думаю, не будет грехом назвать такую систему взглядов путинизмом.

А национализм… Это, конечно, идеология отсталая, буржуазная и реакционная. Но, к сожалению, не для России. По сравнению с господствующим здесь путинизмом даже национализм относительно прогрессивен — как ни дико это звучит. Он хотя бы демократичен, большая часть его сторонников смутно сознаёт, что единственным источником власти может быть только нация.

Проблема в том, что нации-то и нет. Как этнос русские, конечно, существуют, но не как нация. Нация есть явление политическое, и её бытие протекает только в этом «измерении». В России же политика и народные массы существуют сами по себе, никак не соприкасаясь. Народ раздроблен, дезорганизован, а единственное организующее начало — государство, тот самый Путин-батюшка. Негосударственных структур нет. Более того, сама власть прилагает огромные усилия к тому, чтобы не дать им появиться. Она твёрдо намерена любой ценой остаться в России единственным организатором, и потому занимается в основном дезорганизацией. Всё, что угодно – только не появление конкурентов (а любая независимая от власти структура для неё потенциальный конкурент).

Так что все призывы к русским сплотиться и дать кому-нибудь отпор пропадают втуне – вот уже не первое десятилетие. И будут пропадать. На основе чего русские могут сплотиться? В существующих условиях единственным центром сплочения может быть только государство, и без него ничто же не бысть, иже бысть. А для существования полноценного национализма нужно, как минимум, наличие нации.

Другая проблема нашего недонационализма — глупость. Сами по себе националисты могут быть и умными людьми, но как националисты они — глупы. Всякому мало-мальски разумному человеку очевидно, что они в силу своих взглядов не могут не выступать против государства. Они, собственно, и пытаются выступать — но так и не могут до конца отмежеваться от него, перестать считать его «своим». Вспомним недавние события в Приморье и тот восторг, который вызвало на националистических сайтах и форумах уничтожение милиционеров – представителей государственной власти. Однако в то же самое время крайне трудно найти такого националиста, который произносил бы без восторженного придыхания слова «русский солдат» или «русский офицер» (пишут они это, как правило, с заглавных букв). Но ведь дураку должно быть ясно: солдаты и офицеры в России служат власти, выполняют любые её приказы, и уже поэтому враждебны народу. Точно так же националисты бурно приветствуют усиление российского государства – своего естественного врага – на международной арене. И оплакивают его ослабление. Разумеется, не все русские националисты таковы – среди них есть и вполне разумные, но большая их часть всё ещё продолжает в значительной мере отождествлять себя с государством. А в политике не может быть зрелища более смешного и жалкого, чем попытка быть одновременно и за власть, и против неё.

Подводя итоги, можно сказать: некоторые прогрессивные черты у наших националистов есть. Впрочем, на фоне до предела реакционной российской квазимонархии очень многое будет выглядеть прогрессивным. А вот перспектив у них, скорее всего, нет. И нет вовсе не потому, что их идеология невнятна и непоследовательна – это не причина, а следствие. Истинная причина состоит в отсутствии социальной базы для национализма. Можно долго спорить, нет ли в России этой базы «ещё» или «уже», но факт остаётся фактом.

Вероятнее всего, власть сможет использовать националистов для решения каких-то не очень значительных задач — а в других случаях они ей подпортят немного крови. На что-то большее они вряд ли способны.

[ljuser]puffinus[/ljuser]

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • WebDigg
  • Community-Seo
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • MisterWong
  • BobrDobr
  • Moemesto
  • News2
  • 100zakladok
  • Add to favorites
  • Baay!
  • BarraPunto
  • Haohao
  • IndianPad
  • Internetmedia
  • Print
  • MSN Reporter
  • MySpace
  • PDF
  • Ping.fm
  • Blogosphere News
  • LinkedIn
  • RSS
  • Tumblr
  • Live
  • Webnews.de

One thought on “Илья Федосеев: Национализм, которого нет

  1. Чувствуя, что неравенство в распределении прав и богатства носит в странах бывшего СССР вовсе не классовый, а постмодернистский характер, пытаясь нащупать понятное обозначение сложившегоя состояния социума, часть населения выражает его в простой, но неверной формуле: «к власти пришли евреи». Но «…неверна эта формула потому, что хотя евреи и слишком «видимы» в верхушке господствующего меньшинства, они присутствуют там вовсе не в качестве представителей еврейского народа, а как организованная и энергичная часть особого нового сборного народа, созданного в ходе перестройки и реформы… Социальные инженеры и политтехнологи, которые конструировали постсоветское пространство и его жизнеустройство, мыслили уже в категориях постмодерна, а не Просвещения. Политтехнологи представляли общество не как равновесную систему классов и социальных групп, а как крайне неравновесную, на грани срыва, систему конфликтующих этносов (народов). По отношению к их программам Р.Шайхутдинов применил даже термин демотехника (от слова демос) — быстрое искусственное создание или демонтаж народов. Действительно, все эти программы и политическая практика никак не вписываются в категории классового подхода, но зато хорошо отвечают понятиям и логике учения об этничности (вплоть до того, что на разных стадиях конструирования и в разных обстоятельствах политтехнологи явно используют альтернативные концепции этничности). Эта смена методологического оснащения проведена негласно, но она и не слишком замаскирована» [Кара-Мурза С. Государство переходного периода: жесткая этнократия // http://www.apn.ru/publications/article1622.htm; см. также: Крылов К. Антинарод и Нерусь // http://www.mesogaia-sarmatia.narod.ru/krylov-antinarod.htm%5D.
    И потому-то идет тотальное ополчение против тех этнических сообществ, в которых до-капиталистические принципы коллективного выживания людей, солидарность и взаимопомощь, неформальная экономика (толока, беспроцентный кредит и т.д.) все еще являются ценностями.
    Нивелировать ценности и свести их к всего лишь банальным «символам» культуры , «брендам» (символам накопленной репутации товара) , превратить путем маркетизации культуру в товар — вот одна из задач глобалистической власти ростовщического бизнеса и финансового интернационала . «… Сделав противостояние Центра и Периферии планетарным явлением, они втянули все страны мира в свою алхимическую игру, чем создали предпосылки для текущей ныне Глобализации. Превращение народов и цивилизаций в массы, внимающие иконам телевизора и компьютера, подобно сотворению Потопа, который должен смыть последние следы прежнего цикла, чтобы начать новый. Капитал и культ количества, материалистическая наука и количественный анализ, отмена иерархий и различий во всем – в правах, в полах, в расах — это все формы Потопа» [Борозенец М. Просветление после «Просвещения» // http://pravaya.ru/look/18098%5D.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.