КРЕДО

Основные жизненные принципы Христианства

Вы просите меня изложить мое кредо. Хотя кредо каждого христианина и,
разумеется, священника, уже выражено в Символе веры, Ваш вопрос вполне
законный. Христианство неисчерпаемо. Уже в апостольское время мы находим
целую гамму типов Христианства, дополняющих друг друга. Итак, если
выразиться кратко, для меня вера, которую я исповедую, есть Христианство как
динамическая сила, объемлющая все стороны жизни, открытая ко всему, что
создал Бог в природе и человеке. Я воспринимаю его не столько как религию,
которая существовала в течение двадцати столетий минувшего, а как Путь в
грядущее.
* Оно имеет средоточие своей веры во Христе, Им измеряет и оценивает
все (Откр. 1,8).
* Оно знает, что приход на землю Богочеловека не был односторонним
божественным актом, а призывом к человеку ответить на любовь Божию (Откр.
3,20).
* Оно познает присутствие и действие Христа в Церкви, а также в жизни
вообще, даже в самых простых, обыденных ее проявлениях (см. притчи Господни,
в частности, МФ 6,28-29);
* знает, что достоинство личности, ценность жизни и творчества
оправдываются тем, что человек является творением Божиим (Пс. 8);
* видит в вере не теоретическое убеждение, а доверие к Богу (Рим. 4,3);
* не требует ощутимых знамений (Мк. 8,11-12), памятуя о том, что
творение-чудо (Пс. 18,2);
* Оно внимает Слову Божию, которое запечатлено в Писании, но
остерегается буквально толковать каждую строчку Библии, особенно Ветхого
Завета (Рим. 7,6);
* верит, что один и тот же Бог открывался в обоих Заветах, однако
открывался постепенно, в соответствии с уровнем человеческого сознания (Евр.
1,1);
* различает грань, отделяющую Предание (дух веры и учения) от
«преданий», среди которых есть немало фольклорных и преходящих наслоений на
религиозной жизни (Мк.7,8;Кол. 2,8).
* Оно верит, что Церковь живет и возрастает силой Христовой (Мф. 16,18;
18,20);
* верит, что Христос являет Себя в таинствах Церкви, в ее освящении
мира, в ее учительстве и в делах служения (1 Кор. 11,26; Мф. 18,20,19-20;
Рим. 6,11; Мф. 18,18; Лк. 10,16), но знает, что ни одна из этих сторон
церковной жизни не является самодостаточной, ибо Христос пришел и как
Спаситель, и как Целитель, и как Наставник;
* чтит обрядовые формы благочестия, не забывая ни на мгновение, что они
вторичны в сравнении с любовью к Богу и людям (Мф. 23,23-24; Мк. 12,28-31);
* верит в значение иерархического и канонического принципа в Церкви,
видя в них свойство структуры деятельного организма, имеющего практическое
призвание на земле (1 Кор. 11,27-30);
* знает, что богослужебные и канонические уставы менялись на протяжении
веков и в будущем не смогут (и не должны) оставаться абсолютно неизменными
(Ин. 3,8; 2 Кор. 3,6,17). Это же относится и к богословскому толкованию
истин веры, которое имело долгую историю, фазы раскрытия и углубления (так
Отцы Церкви и Соборы вводили в обиход новые понятия, которых нет в Писании).
* Оно не боится критически смотреть на прошлое Церкви, следуя примеру
учителей Ветхого Завета и Св. Отцов;
* расценивает все бесчеловечные эксцессы христианского прошлого (и
настоящего): казни еретиков и т.п. как измену евангельскому духу и
фактическое отпадение от Церкви (Лк. 9,51-55);
* знает, что противники Христа (беззаконный правитель, властолюбивый
архиерей, фанатичный приверженец старины) не принадлежат только евангельской
эпохе, а возрождаются в любое время, под разными обличиями (Мф. 16,6);
* остерегается авторитаризма и патернализма, которые коренятся не в
духе веры, а в чертах присущих человеческой падшей природе (Мф. 20,25-27;
23,8-12);
* исповедует свободу как один из важнейших законов духа, рассматривая
при этом грех как форму рабства (2Кор. 3,17; Ин. 8,32; Рим. 6,17).
* Оно верит в возможность стяжания человеком Духа Божия, но чтобы
отличить это стяжания от болезненной экзальтации («прелести»), судит по
«плодам духа» (Гал. 5,22);
* вслед за ап. Павлом смотрит на человеческое тело как на Храм Духа
(1Кор. 6,19), хотя и несовершенный в силу падшего состояния природы;
признает необходимость попечения о нем (1 Тим. 5,23), если оно не переходит
в «культ плоти»;
* в соответствии с соборными решениями смотрит на брак и на монашество
как на «равночестные», если только монашество не принимается под влиянием
честолюбия и других греховных мотивов;
* отказывается объяснять зло в человеке только его несовершенством или
«пережитками звериной природы», а верит в реальность метафизического зла
(Ин. 8,44).
* Оно переживает разделение христиан как общий грех и нарушение воли
Христовой (Ин. 10,16), веря, что в будущем грех этот преодолеется, но не на
путях превозношения, гордыни, самодовольства и ненависти, а в духе братской
любви, без которой призвание христиан не может быть осуществлено (Мф.
5,23-24);
* открыто всему ценному, что содержится в христианских исповеданиях и
нехристианских верованиях (Ин. 3,8;4,23-24);
* не отвергает добра, даже если оно исходит от людей безрелигиозных, но
отвергает насилие, диктат, ненависть, даже если они прикрываются именем
Христовым (Мф. 7,21; Мк. 9,40; Мф. 21,28-31);
* рассматривает все прекрасное, творческое, доброе как принадлежащее
Богу, как сокровенное действие благодати Христовой;
* считает, что зараженность той или иной сферы грехом не может служить
поводом для ее отвержения. Напротив, борьба за утверждение Царства Божия
должна вестись в средоточии жизни.
* Оно «аскетично» не столько тенденцией бегства от мира, сколько духом
самоотвержения, борьбой с «рабством плоти», признанием господства
непреходящих ценностей (Мф.16,24);
* видит возможность реализовать христианское призвание человека во
всем: в молитве, труде, созидании, действенном служении и нравственной
дисциплине;
* верит в святость человеческой любви, если она соединена с
ответственностью. Верит в святость семьи и брака (Быт. 2,18,23-24; Мф.
19,5);
* признает естественной и оправданной любовью к отечеству и
отечественной культуре, памятуя, однако, что духовное выше национального
(Евр. 13,14; Гал. 3,28; Кол. 3,11).
* Оно ценит национальные облики церквей как конкретные индивидуальные
воплощения человеческого духа и богочеловеческой тайны. Однако это не
заслоняет вселенского характера Церкви;
* оно относится к многовековому культурному творчеству Церкви не как к
ошибке, а как к реализации даров Божиих.
* Оно не считает разум и науку врагами веры. Просвещенное духом веры
знание углубляет наше представление о величии Творца (Пс. 103, 3; Цар. 4,
33; Пс. 88,6);
* отвергает попытки найти в Писании или у Отцов Церкви
естественно-научные сведения, пригодные для всех времен;
* рассматривает научное исследование Библии и церковной истории как
важное средство для уяснения смысла Откровения и реальных обстоятельств св.
истории;
* открыто ко всем проблемам мира, полагая, что любая из них может быть
оценена и осмыслена в свете веры;
* утверждает с апостолом, что свидетельство веры в мире есть прежде
всего свидетельство служения и действенной любви (1Кор. 13);
* смотрит на общественную жизнь, как на одну из сфер приложения
евангельских принципов;
* признает гражданский долг человека (Рим. 13,1), поскольку он не
противоречит требованиям веры (Деян. 4,19);
* не объявляет ту или иную систему правления специфически христианской.
Ценность системы измеряется тем, что она дает человеку: целесообразностью и
гуманностью;
* считает отделение Церкви от государства оптимальной ситуацией для
веры и усматривает опасность в самой идеи «государственной религии»;
* верит в историю как поступательный процесс, который через испытания,
катастрофы и борьбу восходит к грядущему сверхисторическому Царству Божию;
* относится сдержанно к концепции «неудавшейся истории», то есть к
убеждению, что правда Божия потерпела на земле полное поражение (против
этого говорит Откр. 20,1-6);
* верит, что когда бы ни наступил последний Суд миру, человек призван
трудиться на благо других, созидая царство добра, Град Божий; — верит, что
Суд уже начался с того момента, когда Христос вышел на проповедь (Ин. 3,19;
12,31);
* смотрит на посмертное состояние души человека как на временное и
несовершенное, которое в грядущем восполнится всеобщим воскресением и
преображением (Дан. 7,13; Ин. 5,28; Рим. 8,11; Откр. 20,11-15);
* знает, что Царство Божие, которое грядет, уже сегодня может
воцариться «внутри нас» (Мк. 17,21; 9,27).
Думаю, что в этом Вы не найдете ничего нового, а просто одно их
преломлений Христианства изначального, древнего и, по слову Златоуста,
«присно обновляющегося».

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • WebDigg
  • Community-Seo
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • MisterWong
  • BobrDobr
  • Moemesto
  • News2
  • 100zakladok
  • Add to favorites
  • Baay!
  • BarraPunto
  • Haohao
  • IndianPad
  • Internetmedia
  • Print
  • MSN Reporter
  • MySpace
  • PDF
  • Ping.fm
  • Blogosphere News
  • LinkedIn
  • RSS
  • Tumblr
  • Live
  • Webnews.de