В бурной истории арт-рока (или же прогрессивного рока, согласно общепринятой терминологии), где были невероятные взлёты и не менее  головокружительные падения, есть команды, чьё творчество занимает особое место. К кому-то из них переменчивая мисс Фортуна более благоволила, ну а кто-то, напротив, навсегда остался в тени, так и не сумев взобраться на вершину арт-рок-Олимпа. И, тем не менее, их вклад в развитие жанра весьма и весьма значительный. Во многом это утверждение можно отнести к британской симфо-арт-рок легенде Barclay James Harvest. Удивительная музыка этой группы была во многом новаторской для своей эпохи, но, к горчайшему сожалению, она была откровенно недооценена и лишь позднее на неё, таки, обратили внимание и сумели действительно полюбить. Barclay James Harvest создавали изысканные эпические арт-полотна и совсем простые, рассчитанные на публику, песни, попадавшие даже в хит-парады. Они небезуспешно экспериментировали со звуком и исполняли трогательные баллады. Воздушный и несложный арт-рок Barclay James Harvest, несомненно, нашёл своих самых преданных поклонников, которых навсегда очаровала их бесподобная музыка.

История группы начинается в далёком 1966 году, на берегах туманного Альбиона, где, собственно, и зародился когда-то арт-рок. Barclay James Harvest основали Джон Лис (соло-гитара, вокал) и Стюарт «Вулли» Уолстенхольм (клавишные, фортепиано, вокал). Они родились и выросли в городке Олдэм, что в Ланкашире. Их музыкальная деятельность началась в самодеятельной команде Sorcerers, позднее сменившей название на Blues Keepers. Джон играл на кларнете и флейте, а Вулли в совершенстве освоил двенадцатиструнную гитару. Немного позднее уроженцы тех же мест Лес Холройд (вокал, бас-гитара) и Мелвин «Мэл» Притчард (ударные) создали команду Heart and Soul, исполнявшую блюзы. В сентябре 1966 года Blues Keepers лишились ритм-секции, что побудило Джона Лиса пригласить Леса и Мелвина в свою группу. Название Barclay James Harvest родилось, так сказать, «методом научного тыка», из случайно найденных слов. С последней частью названия — Harvest («урожай»), связана отдельная история. Первоначально группа репетировала в окрестностях Олдэма на заброшенной сельскохозяйственной ферме. Её владельцем был местный предприниматель Джон Кроутер. Он не только предоставил музыкантам репетиционную базу, но и согласился стать их менеджером. Ну а единственным «урожаем», который он мог получить, была музыка Barclay James Harvest. К весне 1967 года, после длительных и упорных репетиций, группа решила пуститься в большое плавание с собственными сочинениями. Вскоре она подписала контракт с именитой фирмой EMI, а в мае 1968 года на лейбле Parlophone издала дебютный сингл «Early Morning» — арт-балладу, чья неброская красота настолько очаровала руководство EMI, что оно решило назвать в честь новоиспечённых талантов своё новое отделение, ориентированное на прогрессивную музыку. Так появился знаменитый лейбл Harvest, чей существенный вклад в продвижение арт-рока очевиден. Дебют также привлёк внимание и легендарного радиоведущего, маэстро Джона Пила. Он пригласил музыкантов в свою сверхпопулярную радиопрограмму, где за десятилетия её существования кто только не участвовал — от классиков рок-музыки и вплоть до экстремальных металлистов.

Barclay James Harvest отважно ринулись в нехоженые дебри экспериментаторства, добавив к традиционному набору инструментов (гитара, бас, ударные) струнные, медную секцию и, конечно же, революционные для своего времени меллотроны, имитировавшие, не много не мало, звучание целого симфонического оркестра. Дебютный альбом, названный совсем просто — «Barclay James Harvest», группа записывала с собственным оркестром под управлением Роберта Годфри, впоследствии участника блестящей симфо-арт-рок команды The Enid. Продюсером был никто иной, как Норман Смит, работавший в те годы с Pink Floyd. Пластинка получилась весьма добротной и выдержанной в самых наилучших традициях классического арт-рока. Атмосферный меллотрон Уолстенхольма сочетался с несколько грубоватым, почти «гаражным», гитарным звуком и чувственным вокалом. Более всего удались композиции «When The World Was Woken» и «Dark Now My Sky» (с продолжительностью более двенадцати минут), где главный упор был сделан на меллотрон.

5 февраля 1971 года на Harvest вышел второй, ставший ещё более успешным, альбом группы «Once Again», где коронным номером стала эпико-симфоническая песня «Mocking Bird» («Птица-пересмешник») с дивным лирическим вступлением и громоподобной оркестровой кульминацией. Там же прозвучала и прекраснейшая баллада «Galadriel», пронизанная грустью тихого осеннего вечера. Автором слов был Джон Лис, чей поэтический талант налицо.

She comes up with the morning sun
And tells me life has just begun
Oh what it is to be young
And in the early evening light
She brings me flowers from the sun
Oh what it is to be young

And if you see her you will know
She’s like a shadow
Falling softly on the snow

And in the early evening light
She brings me flowers for the night
Oh what it is to be young

Эта песня, вдохновлённая «Властелином Колец» Джона Рональда Руэла Толкиена, как никогда ассоциируется со «старой доброй Англией» и красотами толкиеновского Средиземья. К образам Толкиена Barclay James Harvest обращались и в других своих песнях — «Bombadil» и «Long Ships».

Когда снова и снова переслушиваешь «Once Again», то невольно обнаруживается неожиданная параллель с вышедшим в этом же году шедевром Genesis «Nursery Cryme». Та же изящность композиций, виртуозность музыкантов, умеренное экспериментаторство и вычурная английская поэтичность, где реальность и сказка тесно переплетаются друг с другом. Со всей очевидностью можно утверждать, что Barclay James Harvest создали немеркнущую жемчужину британского арт-рока. Конечно, любитель чересчур сложного звучания (в духе King Crimson, Van Der Graaf Generator или же Magma) не обнаружит в нём ничего «своего» (напротив, он обнаружит даже что-то «попсовое»), но он непременно затронет струны души вечного романтика. Да и не могут никого оставить равнодушным такие замечательные вещи как «She Said», «Vanessa Simmons» или же упомянутая ранее прелестная «Mocking Bird».

Летом 1972 года группа принимает участие в фестивале в Уили (Сассекс), где успешно выступает в сопровождении симфонического оркестра. В том же году выходят качественные пластинки «Barclay James Harvest and Other Short Stories» и «Baby James Harvest». Увы, но популярность как-то обошла их стороной. И снова Barclay James Harvest умудряются сочетать мелодичный авангардизм с нежными балладными зарисовками. Особенно хороши песни «Ursula (The Swansea Song)» и «The Poet» на альбоме «Barclay James Harvest and Other Short Stories». На «Baby James Harvest» появляются продолжительные пьесы «Summer Soldier» и «Moonwater» с неизменной магией меллотрона и слаженной игрой всех музыкантов.

Весной следующего года Barclay James Harvest прекращают работать со своим прежним менеджером и покидают издающий лейбл Harvest. К маю 1974 года группа находит, наконец, нового менеджера и подписывает контракт с  Polydor. Тогда же приходит пусть и небольшой, но вполне весомый успех — сингл «Poor Boy Blues» и довольно симпатичный альбом «Everyone Is Everybody Else». Зато двойной концертный альбом «Live» был сразу же замечен слушателем и даже попал в хит-лист. На «Everyone Is Everybody Else» группа отчасти продолжает выбранную ранее традицию, а именно сочетание тяготеющих к усложнённости композиций с незамысловатыми песнями. Однако появляется уже нечто свежее — особенно это чувствуется в почерке клавишных.

В 1975 году группа записывает в Сан-Франциско новейший альбом «Time Honoured Ghosts» под чутким руководством Эллиотта Мэзера. Музыка на нём так и искрится вдохновением, а синтезаторы и прочие клавишные звучат просто волшебно. Группа представила на альбоме эпический гимн «Titles», явно навеянный последним альбом The Beatles «Let It Be» (к творчеству The Beatles «харвесты» всегда были очень даже неравнодушны), а также песню «Jonathon», где Barclay James Harvest отдали дань уважения Ричарду Баху.
1976 год стал для музыкантов судьбоносным, ибо свет увидел гениальный «Octoberon» — альбом, где настроение благословенной Осени передано особенно мастерски и колоритно. Примечательно, что в этом же году Genesis также выпускают свой самый «осенний» альбом «Wind & Wuthering». И потому есть нечто родственное в этих выдающихся работах. «Octoberon» открывает возвышенная симфоническая пьеса «The World Goes On». Затем звучит бодрая, перенасыщенная взрывной энергией весны (минувшей ли?), песня-манифест «May Day». Её сменяет психоделическая, длящаяся почти восемь минут, композиция «Ra», посвящённая египетскому богу Солнца. Далее, одна за другой, идут динамичные, с шикарными аранжировками, пьесы «Rock’N’Roll Star» (вскоре ставшая хитом), «Polk Street Rag» и «Believe In Me», которые постепенно приближают слушателя к финалу — композиции-шедевру «Suicide». В «Suicide» ведущая минорная тема обрамляется лирически-оркестровым звучанием и, под самый конец, она вливается в шум городских будней — хлопающая дверь, одинокие шаги на лестнице, голоса на улице осеннего города. И где-то позади всей этой суеты звучит удаляющийся куда-то вдаль оркестр. «Octoberon» по полному праву занимает одно из главных мест в списке новаторских работ арт-рока.

Последующие альбомы Barclay James Harvest, как это не печально осознавать, были уже менее выдающимися, хотя и высокого качества. Релиз 1977 года «Gone To Earth» отличался не только превосходным оформлением (как и предыдущий «Octoberon»), но и серьёзным музыкальным содержанием с явным уклоном в сторону несколько облегчённого (но ещё не коммерческого) симфо-арта. Альбом открывала стилизованная под религиозный гимн песня «Hymn», ставшая визитной карточкой группы наряду с «Mocking Bird». Поскольку музыку Barclay James Harvest критики обычно сравнивали с The Moody Blues, то музыканты разродились и соответствующим «хитом» «Poor Man’s Moody Blues», который, будучи едкой самопародией, звучит ничуть не хуже самых атмосферных полотен Pink Floyd. На этом же альбоме есть и ещё одна немало примечательная вещь, пьеса «Sea Of Tranquility», посвящённая первым покорителям космоса.

Следующие альбомы с 1978 года по 1981 год («XII» (1978), «Eyes Of The Universe» (1979), «Turn Of The Tide» (1981)) становились всё более коммерческими, хотя в музыке, представленной на них, частично сохранились какие-то элементы арта. Всё же на музыкантах сказался недостаток внимания и потому они решили упростить свою музыку, дабы привлечь более массовую и менее взыскательную публику. Если же взглянуть на произошедшие перемены с другой стороны, то конец 1970-х — начало 1980-х годов были не вполне благоприятными для арт-рока вообще (ибо на смену арт-року пришли панк-рок, пост-панк, «новая волна» и приторный американизированный хард-рок) и прежние корифеи, такие как Genesis, Yes или Jethro Tull, шли на значительное упрощение своего творчества. В 1979 году Barclay James Harvest покинул Стюарт «Вулли» Уолстенхольм, неудовлетворённый положением дел в группе и явно выраженным отходом от арт-рока. В 1980 году он издал сольный альбом «Maestoso», после чего надолго удалился от какой-либо музыки. И лишь в начале 1990-х годов он вернулся с двойным альбомом «Blackbox».

После ухода Вулли в группе осталось трое участников. Для работы в студии и для концертных выступлений они стали привлекать сессионных музыкантов. В разные годы с Barclay James Harvest сотрудничали Байас Бошелл, Колин Браун и Кевин Макэлеа.
Новое звучание группы было уже лишено какого-либо экспериментаторства. Это был мягкий, но никоим образом не утративший очарования, арт-рок с непременным меллотроном, воздушными гармониями и лидирующей гитарой, поразительно похожей на стиль гитариста Pink Floyd Дэвида Гилмора. Альбомы 1980-х годов были, конечно, «припопсованными» (иногда даже изрядно), но, всё-таки, они звучали куда интереснее и свежее того (впрочем, это сугубо личное мнение), что тогда же исполняли окончательно «опопсевшие» Genesis, превратившиеся в стадионную группу и шедшие на поводу у публики.
В 1980 году Barclay James Harvest дали большой бесплатный концерт в Берлине на ступенях Рейхстага. Событие это состоялось 30 августа и было запечатлено на видео (фильм и видеокассета) и аудио (альбом и радио-шоу) под названием «Berlin — A Concert For The People». Открывала шоу великолепная песня «Berlin», также виртуозно были исполнены хиты «Mocking Bird», «Nova Lepidoptera» и «In Memory Of The Martyrs», а в финале звучал ставший классикой «Hymn».
Альбом 1983 года «Ring Of Changes» вполне вписывался в формат «альбомно-ориентированного рока» (AOR) и поп-арта с эпизодическими вкраплениями чего-то очень похожего на «новую волну». Следующий альбом «Victims Of Circumstance» в дискографии Barclay James Harvest был самым коммерческим, с преобладанием «слащавости», но, что любопытно, историки прогрессивного рока внесли его в список альбомов, ставших первенцами неопрогрессивного рока наряду с IQ, Pallas, Marillion и Twelfth Night.

В 1987 году группа, к счастью, возвращается к прежнему звучанию на альбоме «Face To Face», где вполне удалось уравновесить софт-арт-рок и арт-поп. По сравнению с прошлыми программами, это была на много порядков выдающаяся работа. Единственным недостатком (на него, кстати, обратили внимание и   критики) было преобладание в названиях песен слова «Love». На альбоме музыканты  продемонстрировали высочайший исполнительский класс и представили безупречные композиции — «He Said Love», «Turn The Key», «African» и монументальную «Guitar Blues» с, поистине, гилморовским размахом.
1988 год порадовал очередным live-альбомом «Glasnost» с обилием высококлассных хитов. Причём группа исполнила их очень «артово». На «Glasnost» даже, как будто, самые «попсовые» вещи с поздних альбомов звучат как самый, что ни на есть, мощнейший арт-рок с явным преобладанием ведущих клавишных и синтезаторов.
В 1990 году Barclay James Harvest издают неплохой и совершенно не претендующий ни на какое открытие альбом «Welcome To The Show». Эта работа отчасти параллельна творчеству поздних, гилморовского периода, Pink Floyd. В ней звучит саксофон и присутствует типично флойдовская пространственная «прохладность», но несколько смягчённая за счёт харвестовского романтизма. Альбом 1993 года «Caught In The Light» смотрится намного выгоднее, нежели его предшественник. В нём присутствует какая-то особая, утончённая красота, начиная от обложки с изображёнными на ней космическими бабочками, летящими на фоне звёздной бесконечности, и заканчивая музыкой, близкой по духу вышедшему в следующем, 1994 году, альбому «The Division Bell» Pink Floyd. Но критики почему-то посчитали эту работу «слабоватой». Так как «Caught In The Light» продавался не особенно хорошо, да и промоушен был отвратительным, то британский Polydor отреагировал на эти неудачи очень резко — прекратил сотрудничество с группой. К неприятностям, обрушившимся на музыкантов, прибавилась ещё одна — их бывший коллега Роберт Годфри затеял против Barclay James Harvest судебный процесс. И только в 1995 году дела удалось худо-бедно утрясти. В 1996 году группа перешла под крыло немецкого отделения Polydor и приступила к работе над новым, ставшим последним для полного состава Barclay James Harvest, альбомом «River Of Dreams». Он был издан только в Германии и Швейцарии. В этих же странах прошло и турне. Музыкально «River Of Dreams» продолжил находки альбома «Caught In The Light» — тот же спокойный арт-рок с клавишными, ведущей гитарой, прелестными аранжировками и мягким околдовывающим вокалом. Налицо высококачественный результат, начиная от первой композиции «Back In The Game» и вплоть до заключительной пьесы «The Time Of Our Lives». Музыка, где есть место для светлой печали и глубокомысленных раздумий о смысле человеческого бытия. Однако на «River Of Dreams» группа поставила точку, объявив в 1998 году о временном прекращении своей деятельности. Участники Barclay James Harvest занялись сольными проектами, но под прежней вывеской. Лес Холройд стал выступать как Barclay James Harvest featuring Les Holroyd и исполнять «альбомно-ориентированный рок» (AOR) в духе поздних альбомов. Джон Лис же вернулся к арт-року 1970-х годов в составе команды Barclay James Harvest Through The Eyes Of John Lees вместе с вернувшимся Стюартом «Вулли» Уолстенхольмом. В 1999 году Джон Лис и Вулли выпустили сильный альбом «Nexus», где помимо обновлённых старых композиций (среди них была и необычно аранжированная «Mocking Bird») были исполнены и новые оригинальные вещи. В 2002 году Barclay James Harvest Леса Холройда выпустил небезуспешную пластинку «Revolution Days», достойно оценённую фэнами. 28 января 2004 года в истории группы произошло трагическое событие — ушёл из жизни Мэл Притчард.

В 2010 году исполнилось сорок лет (!) первенцу Barclay James Harvest — одноимённому альбому. Но и сейчас песни с него слушаются как никогда свежо, будь то задорная песенка «Mother Dear», солнечно-оптимистичная «The Sun Will Never Shine» или же экспрессивно-прогрессивная «Dark Now My Sky».

Судя по Интернет-сайтам, оба существующих ныне Barclay James Harvest продолжают выступать (пусть и не периодически) и даже выпускают кое-какие пластинки. Время от времени переиздаются их ранние и более поздние работы. И число современных почитателей группы пусть и совсем невелико (в отличие от фанатов MTV-идолов, которые, как показывает практика, быстро забывают о своих кумирах, когда те исчезают с экранов), но, тем не менее, их преданность чарующей музыке Джона Лиса, Леса Холройда, Вулли Уолстенхольма и Мэла Притчарда самая искренняя. Бабочка продолжает свой полёт в Мечту!

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • WebDigg
  • Community-Seo
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • MisterWong
  • BobrDobr
  • Moemesto
  • News2
  • 100zakladok
  • Add to favorites
  • Baay!
  • BarraPunto
  • Haohao
  • IndianPad
  • Internetmedia
  • Print
  • MSN Reporter
  • MySpace
  • PDF
  • Ping.fm
  • Blogosphere News
  • LinkedIn
  • RSS
  • Tumblr
  • Live
  • Webnews.de