Михаил Вербитский, известный сетевой публицист и знаток всевозможной неординарной музыки, как-то весьма проницательно заметил: «Нет  ничего более странного, чем прогрессив. Прогрессив, казалось, реализовал въяве представления Серебряного Века русской литературы об  автономном, самодовлеющем искусстве — и сломался под весом этого д{а|о}вления». Действительно, арт-рок или, как его ещё называют некоторые  музыкальные критики, «прогрессивный рок» (хотя тут есть с чем поспорить) — это подлинное волшебство, пронизанное прохладным светом звёзд  и янтарными лучами осеннего солнца. Таинственное мерцание россыпей изящных и завораживающих мелодий и бесподобной поэтики, чья  утончённость и красота не могут не завораживать. А потому как-то не приходится удивляться, что арт-рок (и смежные с ним жанры) не обошёл  стороной и магический мир Средиземья Джона Рональда Руэла Толкиена, чьи откровения некогда взорвали сытую европейскую буржуазную скуку.  Достаточно вспомнить неугомонного голосистого глэм-рокера Марка Болана и ранние психоделически-фэнтезийные альбомы T-Rex или  околдовывающую балладу «Galadriel» симфо-арт-рокеров Barclay James Harvest на превосходном альбоме «Once Again» 1971 года. В 1980-х годах  австрийский мультиинструменталист и творец звуковых ландшафтов Хайнц Штробл, более известный как Gandalf, создал серию чудесных  альбомов, чья музыка стилистически вобрала в себя мягкий progressive rock, обволакивающий new age и этническую музыку Европы, Азии и  Африки. Также нельзя не упомянуть монументальную арт-рок группу Marillion, чьё название — немного видоизменённое Сильмариллион.  Стартовав взрывным, в традициях Genesis, дебютным альбомом «Script For A Jester’s Tear» в 1983 году, эта потрясающая команда стала одним из  пионеров нео-прогрессива, а также безусловным лидером и законодателем жанра. В конце 1980-х годов в Испании появился небезынтересный  прогрессив-роковый проект Galadriel, выпустивший несколько вполне добротных, хотя и не прорывных, альбомов.

В ноябре 1993 года на лейбле Kinesis Records был издан одноимённый альбом американской прогрессив-роковой группы Iluvatar, чья  высокотехничная и эмоциональная музыка, где в равной степени присутствовали мелодичность и сложность, сразу же обрела своих преданных  почитателей. Дебют поражал великолепием аранжировок и мощнейшим эпико-симфоническим звучанием. И вскоре Iluvatar, заслуженно  добившиеся международного признания, заняли далеко не последнее место в галерее почёта нео-прогрессивных команд 1990-х.
Биография группы Iluvatar, базирующейся в Балтиморе, штат Мэриленд, начинается в 1983 году, в составе команды Sojourn, исполнявшей  cover-версии именитых классиков арт-рока. И так продолжалось до начала 1990-х годов, когда гитарист Том Краус (Tom Kraus) решил покинуть  группу, где до того проработал почти десять лет. Позднее он влился в состав Brave New World, ну а Sojourn ничего не осталось, кроме как сменить  имя на i-LOO-va-tar или Iluvatar. Тут сказалась, несомненно, и любовь к толкиеновскому «Сильмариллиону» (особенно ударника Гэри Чэмберса), да  и название было очень уж звучным и загадочным. Под стать имени Илуватара-Отца Всего Сущего была и музыка — роскошный, энергичный,  исполненный мастерами высочайшего класса, прогрессив-рок с продуманными вкраплениями джазовых пассажей, психоделики и симфонической  классики. Итак, состав Iluvatar выглядел следующим образом: Гленн Маклафлин (Glenn McLaughlin) — вокал и перкуссия, Деннис Маллин (Dennis  Mullin) — гитара, Джим Резек (Jim Rezek) — клавишные и синтезаторы, Мик Тримбл (Mick Trimble) — бас и, наконец, Гэри Чэмберс (Gary Chambers) —  ударные. Карьера новоиспечённой команды началась с живых концертов в окрестностях Балтимора. Музыканты исполняли собственные  сочинения, а также переигрывали композиции Genesis, Pink Floyd, Styx и Marillion. Первый полноформатный альбом 1993 года, как уже говорилось  ранее, стал большой удачей не только для группы, но и издательского лейбла Kinesis. В альбом вошло девять прекрасных композиций, каждая из  которых сродни крупной и дорогой жемчужине — настолько они хороши, будь то таинственно-эмбиентное вступление «Iluvatar», переходящее в  десятиминутную, состоящую из трёх частей, пьесу «In the Eye», красивейшая «Eagle» с превосходными гитарными текстурами или же две  последние продолжительные пьесы «Marionette» и «Emperor’s New Clothes». Нечто подобное можно сказать, разве что, о дебютном альбоме  прог-эпических британцев Jadis «More Than Meets The Eye» (1992) или о таких титанах как Genesis, чей классический альбом 1975 года «A Trick Of  The Tail» сыгран как никогда слаженно, без единой помарки или чрезмерной усложнённости.

Весна 1995 года началась для Iluvatar крайне плодотворной работой в студии, где был записан второй номерной альбом «Children». Произошли  кое-какие изменения и в составе команды — новичок Дин Морекас (Dean Morekas) сменил оригинального басиста Мика Тримбла.
И этот альбом, снова выпущенный на Kinesis, стал общепризнанным шедевром, вобравшим в себя всё самое лучшее из нео-прогрессива. На сей  раз в музыке  Iluvatar сказалось очевидное влияние великих Marillion, но обогащённых оригинальными, никоим образом не подражательными,  находками. Как всегда на высоте оказался вокалист Гленн Маклафлин, чью исполнительскую манеру отчасти можно сравнить с Филом Коллинзом  и сладкоголосым Джоном Андерсоном из Yes. Столь же прелестна была и музыка — техничная, тщательно проработанная и поданная самым  замечательным образом как с точки зрения композиторского мастерства, так и серьёзного исполнительского профессионализма.

Однако после головокружительного релиза барабанщик Гэри Чэмберс уходит из группы, а его место за ударной установкой занимает Рик  Флейшман (Rick Fleischmann), засветившийся на качественной пластинке 1997 года «Sideshow», куда вошли live-версии хитов (например «Cracker» и  «Emperor’s New Clothes») плюс нереализованные треки. Но в международное турне Iluvatar отправились с другим ударником Алленом Брунелле  (Allen Brunelle), впоследствии участником The Dark Aether Project. И только в самом конце 1997 года  Крис Мак (Chris Mack) стал постоянным  ударником, чью игру можно было услышать на последнем, к сожалению, студийном альбоме «A Story Two Days Wide» (1999, Kinesis).
Словоохотливые рецензенты усмотрели в композициях «A Story Two Days Wide» влияние и Yes, и Marillion, и Galahad, и IQ, и Rush, и даже «самого»  Кейта Эмерсона (Emerson, Lake and Palmer). И, тем не менее, это свидетельствует только об одном — альбом удался на славу и стал достойнейшим  образчиком нео-прогрессивной сцены и продолжателем традиций мэтров. Альбом открывает девятиминутная пьеса «Sojourns», отсылающая к Yes  эпохи Тревора Рабина и Genesis начала 1980-х годов, а также, что уж совсем любопытно, к вычурным авангардистам Spock’s Beard. Венчает  альбом пятнадцатиминутный, не обошедшийся без «сюрпризов», опус «Indian Rain». Тут вполне можно согласиться с рецензентами, ибо звучание  Iluvatar на сём альбоме изобилует как «параллелями» (но не банальным плагиатом, а чем-то ностальгически-притягательным и таким «своим»!), так  и чем-то сверхнестандартным, очень даже выходящим за пределы жанра.
Iluvatar принимали деятельное участие в различных прог-фестивалях, где показали себя с самой наилучшей стороны — прежде всего как  отличная live-группа. В 1994 и 1996 году команда выступала на ProgScape в Балтиморе, далее, в 1996-м, на ProgNights в Нью-Йорке, на ProgDay в  Северной Каролине и ProgEast в канадском Квебеке. В сентябре 1997 года Гленн Маклафлин сотоварищи замечательно отыграли в Буэнос-Айресе,  а в 1998 году — на BajaProg в Мексике. В 2000 году Iluvatar отметились в Вифлееме, Пенсильвания, в масштабном мероприятии NEARfest. В мае 2009  года, согласно новостной ленте на сайте, копилка концертных выступлений пополнилась большим шоу на фестивале ROSFest.

С момента релиза последнего альбома в 1999 году прошло уже немало времени. У музыкантов, занятых в побочных сайд-проектах, всё никак «не  доходят руки» до записи нового полноформатного творения. Впрочем, остаётся лишь надеяться на то, что когда-нибудь Iluvatar вернуться и их  неожиданное возвращение будет снова праздничным и чудесным.

Дискография ILUVATAR:

Iluvatar (1993)
Children (1995)
Sideshow (1997)
A Story Two Days Wide (1999)

Официальный сайт ILUVATAR — http://www.iluvatar.com

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • WebDigg
  • Community-Seo
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • MisterWong
  • BobrDobr
  • Moemesto
  • News2
  • 100zakladok
  • Add to favorites
  • Baay!
  • BarraPunto
  • Haohao
  • IndianPad
  • Internetmedia
  • Print
  • MSN Reporter
  • MySpace
  • PDF
  • Ping.fm
  • Blogosphere News
  • LinkedIn
  • RSS
  • Tumblr
  • Live
  • Webnews.de