Елена Сутра: Христианская медитация

6 мая 2007 г. монах-бенедиктинец Лоренс Фримен (руководитель Всемирного движения христианской медитации) во время своего пребывания в Риге посетил теологический факультет Латвийского университета, где прочитал двухчасовую лекцию на тему «Христианская медитация и межрелигиозный диалог».

Условно эту лекцию можно разделить на две части. В первой части о. Лоренс делился своим личным опытом, впечатлениями и мыслями, касающимися христианской медитации. Вторая же часть встречи со студентами была более академической и затрагивала достаточно глубокие теологические вопросы.

Итак, по порядку. О.Лоренс начал с рассказа о своей поездке в Таиланд – буддийские монахи пригласили его в скромный лесной монастырь. По прибытию он был поражен жизнью насельников и самого монастыря, а также важности, которая там придается медитации.

«Я был поражен драматическим контрастом между западными людьми и восточными. На западе очень много разговоров о созерцании, но до дела доходит достаточно редко. Восток показал мне совсем другое положение вещей. Однако вскоре произошло то, чего я никак не ожидал, – я почувствовал страх потерять свою христианскую идентичность. Правда, вскоре это ощущение улетучилось».

Говоря о собственной идентичности, о. Лоренс отметил, что медитация – это общечеловеческая основа. Как глубокая молитва, как разговор сердца с Богом, медитация должна присутствовать в каждой религии. Просто очень важно сохранять свою идентичность и не бояться потерять ее.

Традиции восточных монахов несут в себе глубокий мистический смысл. Практика восточной медитации уходит корнями в древность. Одним из стереотипов человеческого мышления является мысль о том, что медитировать могут только какие-то особенные, избранные люди, обладающие способностями выше среднего. Или же те люди, которые посвятили себя определенному типу жизни – то есть монашеству. Отец Лоренс придерживается совершенно другого мнения, говоря о том, что архетип монаха находится внутри каждого человека, поэтому все мы находимся в одном большом монастыре, у которого нет стен. Цитируя Св. Бенедикта, о. Лоренс говорит, что монах – это тот, кто ищет Бога. Если вы действительно ищете, значит, вы в каком-то смысле монах. Монах – это тот, кто каждый день спрашивает у себя: а кто такой монах?

О. Лоренс рассказал о своем сотрудничестве с Далай Ламой, который был счастлив узнать, что христиане практикуют медитацию. Многие люди, находя какие-то более привлекательные аспекты в других религиях, хотят поменять свою конфессиональную принадлежность. В разговоре с о. Лоренсом Далай Лама сказал, что «…мы вольны поменять нашу конфессию, однако это важный шаг. Куда важнее, чем поменять место жительства или язык. Искусственные буддисты никогда не углубляются в религию, придавая слишком большое значение внешним вещам».

Несколько раз на протяжении лекции о. Лоренс подчеркивал то, что медитация в контексте межрелигиозного диалога не должна восприниматься как попытка создания глобальной религии. Чтобы объяснить, что такое межрелигиозный диалог, о. Лоренс привел пример одной своей знакомой. К ней пришел ее шестнадцатилетний сын, сказав, что не желает больше быть католиком, потому что он хочет стать буддистом. Они сели за стол, чтобы обсудить это. Вот это и есть межрелигиозный диалог, говорит о. Лоренс, — это не академический предмет, это совместная работа во имя мира и веры, возможность укрепиться в своей вере. В наши дни (да и во все времена) религия – это мощная политическая сила. Из-за использования религии в политических силах в обществе существует огромная поляризация между, например, мусульманами и христианами.

«Я не говорю, что медитация – это выход из положения, но я видел, как в 2006 году в Англии около 200 человек – христиан и мусульман – молились и медитировали вместе. Это было прекрасно. Если мы поборем страх потерять идентичность, мы услышим чужую точку зрения. Мы идем на добровольный риск: взглянуть на мир чужими глазами. Таким образом, мы не только не теряем, а совсем наоборот – мы проясняем и углубляем собственную идентичность».

Как происходят такие общие медитации, на которых присутствуют представители разных конфессий? Все медитируют согласно своей традиции и соблюдают общие моменты: срок в полчаса, полная тишина и покой. Для христиан очень важно знать, что у них тоже есть собственные традиции медитации. О. Лоренс считает, что это и есть самая большая проблема западных христиан – они не знают своих собственных традиций. Люди боятся синкретизма, якобы воруя из других религий то, чего изначально нет у самих. Однако это то же самое, что и естественный обмен между языками, когда слова из одного языка заимствуются и широко используются в другом. Например, та же медитационная терминология, когда христиане используют восточное слово «мантра».

«В наши дни в английских газетах слово «мантра» частенько используют для обозначения обещаний политиков, которые постоянно повторяются, но не исполняются. А в 4 веке н.э. латинское слово meditare, от которого и произошло слово «медитация», не значило то, что оно означает сегодня – глубокую умственную молитву. Оно означало «повторять, жевать, заучивать фразы из евангелических писаний». У христиан тоже есть своя «мантра» – это имя Иисуса».

Мантра – это нечто повторяющееся. Поэтому все христианские молитвы, зафиксированные и повторяемые, являются мантрами. Например, «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и т.д. Что же делает медитацию истинно христианской?

«Ваша вера во Христа, в то, что он живет и молится в вас. Иисус – учитель созерцательной молитвы. Мы медитируем внутри тела Христова. Он учил обращаться к своему сердцу. Не нужно использовать много слов. Молитва предназначена не для того, чтобы просить у Бога о каких-то вещах. Нужно просто быть спокойными и осознанными. Будьте в настоящем моменте. Наша жизнь часто становится воспоминанием о прошлом или прогнозированием будущего. Самое сложное в наше время – не думать о завтрашнем дне. Будьте здесь и сейчас».

О. Лоренс назвал 5 составляющих, на которых основывается христианская медитация. Это сердце, тишина, покой, осознанность и настоящий момент. Упоминания обо всех этих вещах можно найти в Библии.

«Христианству не хватает молитвы тела. Мы не интегрируем свое тело в молитву. Нужно тренировать свое тело для подготовки к молитве. Мы верим, что мы сами – храм веры, значит, нужно поддерживать этот храм в хорошем состоянии. В церкви не хватает тишины. Однако каждый может делать то, что он хочет – читать святые тексты, совершать паломничества, приобщаться к таинствам церкви… Все эти формы молитвы обновляются и предстают в ином, более глубоком свете с помощью созерцательной практики. Мощь медитации в том, что все вышеупомянутые формы могут стать механическими, а медитация может вернуть им первоначальный смысл».

Медитация обращается не к внешней религиозности, а к духу. Она обращается к духовным христианам вне зависимости от того – консервативны ли они или либеральны. Медитация – это общая глубокая общность в молитве. Христиане просто забыли, что у них есть, они склонны думать, что медитировать можно только на востоке – в горах.

«Вспомните, что уже много веков назад наши праотцы сидели в тишине и молились. Что же это как не медитация? Медитация доступна всем – не по такому принципу, как доступен товар в супермаркете, а потому что она естественна. В наше напряженное время человек крайне подвержен стрессу и передозировке информацией – я не первый, кто говорит вам об этом. Нам всем просто не хватает той самой части организма, который был у нас на протяжении многих столетий. Тяга человека к тишине и спокойствию – важная часть его существования».

В заключение своей лекции о. Лоренс напомнил всем о том, что нужно не только говорить, но и делать. Обычно на различных конференциях организаторы говорят, что нет времени для медитации, потому что есть очень много важных вопросах, которые необходимо обсудить – если хотите практиковать, вставайте в 5 утра. Чтобы быть человеком дела, о. Лоренс предложил забыть об академическом статусе присутствующих, размяться и, конечно же… немного помедитировать.

«Для медитации я предлагаю слово “maranatha”, что означает «Господь, приди» на том языке, на котором говорил Иисус. Все, что вам нужно, — это сесть прямо, расслабиться, положить руки на колени, закрыть глаза и повторять про себя по слогам это слово. Не задумывайтесь о качестве своей медитации, постарайтесь расслабить свой ум, сконцентрируйтесь на самом слове и на его глубине».

В аудитории прозвучал колокольчик, который возвещает начало, а затем и конец медитации. Так о. Лоренс завершил свою встречу со студентами Латвийского университета, которые уходили из аудитории со светлыми лицами, а их взгляды, в основном, были обращены куда-то внутрь, вглубь себя.

Сохранить в:

  • Twitter
  • Grabr
  • WebDigg
  • Community-Seo
  • email
  • Facebook
  • FriendFeed
  • Google Bookmarks
  • Yandex
  • Memori
  • MisterWong
  • BobrDobr
  • Moemesto
  • News2
  • 100zakladok
  • Add to favorites
  • Baay!
  • BarraPunto
  • Haohao
  • IndianPad
  • Internetmedia
  • Print
  • MSN Reporter
  • MySpace
  • PDF
  • Ping.fm
  • Blogosphere News
  • LinkedIn
  • RSS
  • Tumblr
  • Live
  • Webnews.de

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.